Главный герой – охотник на этих сбежавших роботов, человек, который с ними борется, начинает в какой-то момент сам понимать, что не все так просто, не всегда робот, нарушивший закон, - это зло, и не всегда позиция человека, сражающегося с этими роботами, справедлива. Это суровый мир, в котором практически уже нет животных. Мечта каждого человека: в своей маленькой квартирке, поскольку мир перенаселен, поселить хотя бы электрическое животное, своего рода муляж. Пусть это будет электрический ежик или вершина воображения – электрическая овца. Мечтают ли об этом роботы? Нужно ли им что-то такое человеческое, теплое, живое, пусть даже это всего лишь имитация? И где эта имитация заканчивается? Где начинается настоящее тепло, настоящая любовь, может ли робот все-таки полюбить? Это безнадежно трудное занятие – пытаться пересказать сюжет фильма. Он действительно поднимает очень много вопросов, с которыми мы и сами в жизни сталкиваемся. У нас нет роботов, но вопросы все равно остаются те же. Хотелось бы еще раз вспомнить атмосферу огромного мегаполиса, мрачного ночного города, бесконечных погонь, схваток, дождя. Одна из самых сильных сцен – когда в финале последний умирающий робот начинает рассказывать герою про себя, свою жизнь, про то, что он видел. И мы понимаем, что он совсем не так далек от человека, как нам казалось в начале. Фильм дает какую-то надежду герою, он получился немного добрее, чем произведение Дика, хотя атмосфера глухой тоски пронизывает его насквозь. С тех пор довольно часто мир будущего стали изображать в подобных невеселых красках, весь киберпанк оперирует такими мрачными городами будущего, где не остается места в доме даже для кошки, люди и роботы одинаково страдают, бьются между собой за последние остатки человеческого тепла. Очень хороший фильм, я увидел его примерно в начале 90-х годов, потому что к нам все доходило с опозданием. Для меня это образчик того, как можно создавать настроение и в книге, и в фильме, буквально несколькими кадрами и несколькими планами показав целый мир. Очень может быть, что Ридли Скотт и не читал произведения, как он уверяет. Я знаю, что режиссеры зачастую не читают то, по чему снимают фильм, им это не всегда нужно, достаточно сценария, чтобы потом самому все напеть. Я думаю, что этот фильм не потерял актуальности и в наши дни. Конечно, если перед нами будет совсем юный зритель, который привык к тому, что в кадре все сверкает, блестит, взрывается, красочно разваливаются огромные звездолеты и бегают тысячи монстров, он может остаться разочарован. Этот фильм более тихий, камерный, используемые спецэффекты – не самоцель, это всего лишь элемент создания антуража, атмосферы. Но фильм вполне живой, он способен и сейчас увлечь, покорить любого человека, который любит фантастику, которому интересно разобраться, что такое человек. Фильм жесткий, достаточно сильный, там нет таких кровожадных монстров, как в "Чужом", но жестокость этого фильма – это жестокость мира, который в нем показан. Это мир, в котором смерть – обыденное явление, мир перенаселен, в нем ценность человеческой жизни воспринимают даже не так, как мы. Я не скажу, что наше современное общество в этом плане идеально, но общество, которое показано в этом фильме, не идеально еще более. Там есть сцены жестоких убийств людей и роботов, и это насилие не ради насилия, не просто чтобы пощекотать нервы зрителю, это все играет на общую идею фильма, на его атмосферу. Не всегда можно сделать ту или иную вещь (я сейчас говорю и как писатель), не введя в нее жестких и жестоких сцен. На мой взгляд, это не должно быть самоцелью, но иногда происходит так, что задачи, которые ставишь перед собой, требуют того, чтобы появлялись какие-то жесткие сцены. Фильм "Бегущий по лезвию" как раз из этого ряда.